Мы гостей встречаем ароматным чаем!

Мы гостей встречаем ароматным чаем!

В рамках технологии по социально-бытовой реабилитации «Будущее в твоих руках», направление «Досуговая деятельность» воспитатели стационарного отделения БУ ХМАО – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» – Жолобова Наталия Николаевна и Моисеевских Зарина Игоревна провели познавательное занятие «Мы гостей встречаем ароматным чаем!», с целью расширения кругозора несовершеннолетних о чае, знакомства с гостевым этикетом в процессе сервировки стола к чаю. Практика показывает, что поступающие в наше Учреждение несовершеннолетние в большинстве случаев не имеют трудовых и культурных навыков. В стационарном отделении педагоги обучают несовершеннолетних умениям и навыкам самоорганизации – это важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Так через досуговые мероприятия несовершеннолетний переходит к развитию собственного самосознания. Здесь осуществляется формирование образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности, формирование самооценки. При организации социально-бытовой реабилитации несовершеннолетних обязательным условием есть сочетание труда с досугом, а также их психологическое сопровождение в процессе данного вида деятельности. Поэтому и была разработана технология по социально-бытовой реабилитации «Будущее в твоих руках», которая помогает детям применять навыки в повседневной деятельности.

Занятие «Мы гостей встречаем ароматным чаем!» проходило в специализированном кабинете кухне-гостиной, сам кабинет педагоги совместно с детьми оформили в русском стиле: красочными русскими платками с неповторимыми сочными узорами, галереей картинок и рисунков о чаепитии. Чтобы было все в одном стиле, педагоги также накинули на плечи свои красивые русские расписные платки. В ходе занятия педагоги ознакомили ребят с русскими традициями чаепития, видами чая, а также с элементами технологии заваривания чая, с правилами сервировки праздничного стола к чаепитию. Занятие состояло из двух частей. Первая часть – теоретическая. Ребята узнали много интересного об истории возникновения чая в России. Оказывается, чай – китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций; китайцы чай называют ча-е, отсюда и появилось слово - чай. В России первое чаепитие состоялось давным-давно в средине 17 века, почти 400 лет тому назад. В нашей стране очень любят пить чай, а особенно у нас в Сибири, и для того,чтобы чай был вкуснее, а стол выглядел наряднее. В России были изготовлены первые самовары в конце 17 века на уральском заводе Демидовых и, которые стали неотъемлемой частью русского быта. А столицей русского самовара считается город Тула, в котором изготавливают русские самовары, и называют их «Тульскими самоварами». Мальчишки и девчонки узнали, что сначала чай пили только богатые люди, бедные же начали пить чай лишь 200 лет тому назад. Узнали, что самовар считался символом достатка семьи. Узнали, что существует много видов чая (черный, зеленый, красный, желтый). Чай бывает также листовой, гранулированный, травяной, с фруктовыми добавками. С большим интересом ребята включились в беседу «Чай – полезный напиток!» Активно обсуждали и рассказывали, что дома они тоже пьет чай (утром или вечером, а еще пьют чай, когда болеют и он - лечебный). Власова Валя рассказала о том, что в стационарном отделении очень часто педагоги организуют праздничное чаепитие для детей со сладостями, все дети собираются за большим праздничным столом будь-то: у кого-то День рождение, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая, День семьи и т.д. и пьем чай, разговариваем, ведем беседу, поздравляем друг друга с праздником. Соболева Даша поделилась своими знаниями о том, что чай имеет чудодейственную силу и, что он является очень полезным напитком (важен для зрения, снимает усталость, повышает и укрепляет иммунитет и т.д.) На занятии также уделялось большое внимание развитию связной речи, ребята разгадывали загадки, познакомились с поговорками о чае, проговорили их и объяснили смысл:
1. Чай пьешь – 100 лет живешь!
2. Коль чаем угощают, значит - уважают!
3. Если чай не пьешь, где силы возьмешь!
О чудодейственном напитке Ахметова Карима и Власова Валя выразительно, с интонацией читали стихи наизусть. А, чтобы мальчишки и девчонки не устали педагоги провели физкультминутку «Я – чайник-ворчун»:
Я чайник-ворчун, хлопотун, говорун (шаги на месте).
Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища).
Я чай кипячу и кричу (хлопки в ладоши):
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу (прыжки на месте).

Вторая часть занятия - практическая. После теоретической части приступили к выполнению основного практического задания - технологии заваривания чая и сервировки праздничного стола. Но, сначала педагоги и их маленький ассистент – Власова Валя, 9 лет надели красивые переднички, а головы повязали косынками. И лишь только после этого приступили к выполнению практической части. Все дети очень внимательно смотрели и слушали педагогов о том, что заваривание чая – интересная и важная церемония. Ребята узнали как красиво и правильно надо сервировать праздничный стол. Узнали, что обязательным атрибутом праздничного стола является скатерть. В особо торжественных случаях стол накрывают белой скатертью и используют белые кружевные или с вышивкой салфетки. Они придают большую торжественность и официальность. Познакомились со вспомогательной салфеткой (она из ткани). Ею не вытирают рот и руки. Для этого есть бумажные салфетки. А эта салфетка кладётся на колени и спасает нашу одежду от крошек и капелек. Посуду на праздничный стол надо ставить одинаковую и красивую, такой набор называется чайным сервизом. Самовар ставим на разносе в центр стола, чтобы капли воды не попали на скатерть. Также в центр стола ставятся различные угощения и бумажные салфетки. Сахарницу с общей сахарной ложечкой и заварочный чайник можно поставить на небольшой разнос. Перед сидящим человеком ставим чашку с блюдцем. Чашка не может жить без блюдца, они всегда вместе. Педагоги учили детей как правильно надо брать чашку, а Валя демонстрировала – чашку берут за ручку, а не за ободок. Ставим чашку на блюдечко ручкой вправо. Держать чашку надо за ручку, сложив пальчики «щепоточкой». При сервировке стола чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Полотняную (спасательную) салфетку кладём на колени, справа от блюдца с чашкой - бумажные салфетки. Если на стол ставят вазочку с медом или вареньем, в неё кладётся общая ложка, которой гость может положить в свою розеточку столько варенья, сколько ему необходимо. Подаётся розетка под мед каждому гостю отдельно. В центр стола ставят различные угощения: мед, пряники, бублики, конфеты, яблочки и апельсины. В ходе занятия ребята познакомились с основными правилами поведения за столом во время чаепития:
1. Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская её в свою чашку. Капли с неё попадут в сахарницу, сахар слипнется, а это не красиво; на мокрую ложку налипнет сахар, и её неприятно будет брать другим людям.
2. Размешав сахар своей ложкой, выньте её и положите на блюдце. Если надо положить сахар в чашку,сахарницу надо подвинуть к себе, насыпать сахар общей ложкой в свою чашку, но мешать ею в чашке нельзя. Мешать сахар в чашке надо бесшумно, стараясь не разлить.
3. Печенье, пряники, бублики, пирожки, конфеты, фрукты берут из вазы или блюдца рукой.
4. За столом не следует делать замечания другим.
5. Всё время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, гостеприимными, следить, чтобы у гостей было всё необходимое.
6. После чаепития губы промокните бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом.
7. Нельзя набивать полный рот, можно подавиться. Кушать надо не спеша.
8. Хозяев надо всегда благодарить и «спасибо» говорить.

В исполнении Наталии Николаевны и Зарины Игоревны прозвучала песня-приглашение гостей к столу на мотив песни “Голубой вагон”. Да, мы гостей встречаем…ароматным чаем. Вот так мы живем: песней приглашаем к столу. Всем приятного чаепития! Дети с большим удовольствием угощались и пили чай со сладостями: медом, пряниками, бубликами, конфетами, яблочками и апельсинами.

Досуг - это наиболее доступное и эффективное средство для социально-бытовой реабилитации несовершеннолетних. Личностный подход в сочетании с культурологическим подходом к воспитательной работе дает положительные результаты социализации несовершеннолетних. А еще очень важно, что во время досуговой деятельности дети общаются. Общение неразрывно связано с досуговой деятельностью. В сфере общения происходит: расширение круга общения несовершеннолетнего, обогащение его содержания, углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов деятельности и является важным процессом всей жизнедеятельности человека.

Благодарим за:
• фоторепортаж Цыренову Н.Г., воспитателя стационарного отделения;
• помощь в оформлении кабинета кухни-столовой Шукову Р.М., ассистента по оказанию технической помощи.


Н.Н. Жолобова,
воспитатель стационарного отделения

  • Дата: 29.04.2021